ilion_skiv (ilion_skiv) wrote,
ilion_skiv
ilion_skiv

Categories:

Проклятые коллекции I

Cтатья ПРОКЛЯТЫЕ КОЛЛЕКЦИИ, подготовленная для журнала Тайны. Открытия. Приключения. (авторская редакция):


Есть категория работ, в которых фигура змея рассматривается как реминисценция о некогда существовавших доисторических животных. Эти работы уже потому ошибочны, что, как это установлено совершенно точно, человек появился на земном шаре уже после того, как эти животные вымерли.

В.Я. Пропп
“Исторические корни волшебной сказки”

Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай.

А.П. Чехов
Из записных книжек

В статье “Чудские древности и славянский культ ящера-коркодела” (1) мы рассказали о памятниках культового литья, относящихся к Пермскому звериному стилю, обнаруженных на территории Сибири и Приуралья. Изготовление этих предметов (“чудских образков”), представленных культовыми ажурными или сплошными односторонними литыми бронзово-медными сюжетными пластинами-плакетками, приписывается литейщикам легендарного племени чудь.
Характерной особенностью этого стиля является сюжет ящера, представленный также в памятниках Печорского и Обского (Западно-Сибирского) звериного стиля. Ящер здесь фигурирует в виде зооморфного существа с коротким плотным туловищем, короткими, обычно трехпалыми ногами, тупой или подтреугольной головой. Голова его может иметь выросты наподобие рогов или бивней. Мы выяснили, что: “среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженные рогом и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями вдоль спины и оканчивающимся более или менее коротким хвостом. Зверь этот <…> представлялся живущим на земле” (2).
В этой связи невозможно обойти вниманием вопрос о реальности ящера как некоего существа (разновидности существ) контакты с которым закрепились в соответствующих религиозных представлениях, фольклорных сюжетах и памятниках материальной культуры.
Особенно актуальным этот вопрос становится в связи с открытием в 1949 году в Очерском районе Пермской области уникального местонахождения окаменелых останков отнюдь не мифических, а вполне реальных пермских ящеров. Впоследствии это уникальное захоронение позднепермских наземных позвоночных получило название “Ежовское” (3) …
Рассмотрим некоторые свидетельства, подтверждающие возможные контакты такого рода.
В 1879 году на стенах Большого каньона (4) молодой старатель Эдвард Л. Дохени (5) обнаружил пиктографическое изображение животного, которое по ряду признаков соответствовало одному из наиболее узнаваемых представителей надсемейства карнозавров – тираннозавру (Tyrannosaurus). Насколько известно, тираннозавры достигали в длину 15 метров и свыше 6 метров высоты в двуногой позе. Массивный череп составлял в длину до 1,5 метров, опорой тела служили хорошо развитые задние конечности и мощный хвост; передние конечности были редуцированы до коротких придатков. Согласно официальной версии это один из последних динозавров, обитавших на Земле, его остатки известны из отложений верхнего мела Северной Америки.



Пиктографическое изображение Tyrannosaurus
Большой каньон, Аризона, США


Открытие Дохени было подтверждено и соответствующим образом документировано осенью 1924 года, во время экспедиции, проводившейся под руководством Самуэля Хаббарда, хранителя отдела археологии Музея Окленда, и доктора Чарльза В. Гилмора, хранителя отдела Палеонтологии Позвоночных Национального Музея Соединенных Штатов Америки. Экспедицию финансировал Эдвард Дохени, ставший к тому времени не чуждым филантропии преуспевающим нефтяным магнатом.
В официальном отчете экспедиции отмечалось: “Тот факт, что животное изображено стоящим вертикально и опирающимся на свой хвост, вероятно, указывает на то, что доисторический художник видел его живым ” (6).
Приблизительно в 15 футах (4,5 метра) от пиктограммы с предполагаемым изображением тираннозавра, была обнаружена другая пиктограмма, изображающая похожее на слона животное, нападающее на человека. Помимо этого, были обнаружены пиктографические рисунки “козлоподобных” животных, змей, а также существ, идентифицировать которых не представлялось возможным.
Пристальное внимание участников экспедиции привлек ряд символов, представляющих собой комбинированное изображение “щита” и “копья”. В отчете отмечалось, что подобное сочетание вызвало вполне определенные ассоциации с известной символикой, атрибутирующей Бога Войны – Марса.
В числе прочих существенных “трофеев” экспедиции можно назвать хорошо сохранившиеся следы динозавра, обнаруженные в радиусе 100 миль от этого места (7).
Перенесемся теперь к знаменитым Воротам Солнца в Тиауанако. Американский исследователь Грэм Хэнкок пишет: “ На третьей колонне справа (и на третьей слева, но не так четко) мне удалось разглядеть довольно отчетливое изображение головы слона с ушами, клыками и хоботом. Это явилось неожиданностью, поскольку в Новом Свете слоны не обитают. Однако обитали в доисторические времена, как я узнал позднее. Особенно много их было в южных Андах, до того, как они внезапно вымерли около 10000 лет до н.э. Это были представители вида Cuvieronius, похожие на “слонов”, изображенных на Вратах Солнца. <…> Среди сонма стилизованных фигур животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить и другие вымершие виды. Мне было известно, что исследователи уверенно идентифицировали один из них, как токсодона, трехпалое млекопитающее, жившее в воде и на суше, длиной около 2,7 м. и высотой в холке 1,5 м.; внешне он выглядел как укороченный и коротконогий гибрид носорога и бегемота. Подобно виду Cuvieronius токсодоны были весьма распространены в Южной Америке 1,6 млн. лет назад и вымерли около 12000 лет назад. <…> Другими исчезнувшими видами, чьи изображения обнаружены, являются четвероногие животные Shelidoterium и Macrauchenia, которые несколько крупнее современной лошади, с трехпалой ногой (вспомним, что лошадь была завезена в Америку лишь после открытия материка Колумбом, вариант же американской лошади вымер 150-200 тыс. лет тому назад). <…> В каком-то смысле Тиауанако представляет собой нечто вроде альбома с изображениями вымерших животных, постарше додо, увековеченных в камне” (8).
В том же ряду находится изображение т.н. “вавилонского дракона” на знаменитых Воротах богини Иштар в Вавилоне, возведенных в 575 году до н.э. по приказу Навуходоносора в северной части города. В клинописных надписях это животное фигурирует как сирруш. Это имя происходит от аккадского слова, которое можно приблизительно перевести как “великолепный змей”. Сирруш имеет рогатую змеиную голову и чешуйчатое тело змеи, львиные передние и орлиные задние ноги. Немецкий археолог Роберт Колдевей (1855-1925), обнаруживший ворота Иштар, был уверен в том, что сирруши реально существовали. Он утверждал, что по единообразию своей физиологической концепции сирруш значительно превосходит все остальные фантастические существа. Это, а также то, что сирруши были изображены рядом с реальными животными (львами и быками), по мнению Колдевея доказывало, что вавилоняне были знакомы с этим существом. Он также полагал, что это животное может быть классифицировано как птиценогий динозавр. В качестве ближайшего родственника сирруша Колдевей называл игуанодона (9), обнаруженного в отложениях мелового периода в Бельгии (10).




Сирруш
Ворота богини Иштар (фрагмент)

К числу артефактов, изображающих представителей “доисторической” фауны, созданных в сравнительно недавнее время относится изображение стегозавра (11), представленное на одном из рельефных медальонов в Храме Та Пром (Ta Prohm, первоначальное название Rajavihara), одном из самых больших и хорошо сохранившихся храмовых комплексов на территории Ангкора (Камбоджа).
Та Пром был построен в середине XII – начале XIII века Джаяварманом VII. Храм был посвящен его матери, которую Джаяварман VII отождествлял с Праджняпарамитой – “совершенной Мудростью”, матерью “героев” и прародительницей всех существ. Он занимает площадь 180 акров и располагается в километре к востоку от Храмового комплекса Ангкор Тхом, на южном краю Восточного Барея, одного из самых больших рукотворных водоемов культуры Кхмеров. Известно, что первоначально Та Пром строился как буддийский монастырь и университет.
В книге К. Жака и М. Фримена “Древний Ангкор”, изданной в 1999 году в Таиланде, на странице 143 приводится маленькое изображение этого медальона. Сопроводительный текст гласит: “На одном из небольших дисков, в углу между южной стеной портика и восточной стеной главного корпуса надвратной башни (гопуры), присутствует весьма убедительное изображение стегозавра” (12).
В другой книге, принадлежащей перу тех же авторов “Ангкор – Города и Храмы”, снабженной вступительной статьей директора ЮНЕСКО, фотографии стегозавра отводится половина страницы. Текст на 213 странице, гласит: “животное, которое имеет поразительное сходство со стегозавром” (13).

 


Животное, имеющее “поразительное сходство со стегозавром”
Рельефный медальон
Храм Та Пром, Камбоджа

Особенный вес этому заключению придает следующая характеристика авторов книги: “Клод Жак, действительный член Французской школы Дальнего Востока (14), жил в Камбодже в течение девяти лет, преподавал кхмерскую историю в Департаменте Археологии Пномпеня. На протяжении предыдущих двадцати лет являлся руководителем научно-исследовательских работ в Практической Школе Высших Исследований, преподавая историю Юго-Восточной Азии. В качестве эксперта по санскриту, кхмерской и чамской (15) письменности принимал непосредственное участие в реставрационных проектах, проводившихся в Ангкоре. <…> Фотографии Майкла Фримена публиковались в таких ведущих журналах, как “GEO”, “Sunday Times Magazine”, “Smithsonian”, “Life”. На протяжении более десяти лет он занимался профессиональными съемками в Юго-Восточной Азии. Он был первым фотографом, который получил доступ к Ангкору после двух десятилетий геноцида и гражданской войны” (16).
На медальоне представлено рельефное изображение массивного существа на коротких ногах с маленькой шеей. Благодаря характерным пластинам на спине, это существо с большой долей вероятности может быть идентифицировано именно как Stegosaurus из рода позднеюрских травоядных динозавров, существовавший, согласно официальной версии, 155–145 млн. лет назад…
Перечисленные выше артефакты, несмотря на их несомненное историческое значение, существенно уступают известной нам коллекции Пермских древностей хотя бы уже в том отношении, что носят преимущественно спорадический характер.
В этой связи наибольший интерес представляют сведения о нескольких коллекциях, собранных в ХХ веке, на Американском континенте.

(Продолжение следует)

Примечания:

1 “Тайны. Открытия. Приключения” № 2–3.
2 Макридичев Б. Чудский ящер – реликт мезозоя? // “Техника Молодежи” № 7, 1984. C. 50–54.
3 Ожигбесов В.П., Терещенко И.И. Ежовское местонахождение пермских ящеров. //
http://www.paleo.perm.ru/USERFILES/File/ezh.pdf
4 Гранд-Каньон (англ. Grand Canyon, Великий каньон, Большой каньон) – один из глубочайших каньонов в мире. Находится на плато Колорадо, штат Аризона, США, на территории национального парка Гранд-Каньон. Прорезан рекой Колорадо в толще известняков, сланцев и песчаников. Длина каньона 446 километров. Ширина (на уровне плато) колеблется от 6 до 29 километров, на уровне дна – менее километра. Глубина – до 1600 метров.
5 http://en.wikipedia.org/wiki/Edward_Doheny.
6 The Doheny Expedition to the Hava Supai Canyon. // http://www.bearfabrique.org/Catastrophism/sauropods/supai.html.
7 Там же.
8 Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций. М., 1997. С. 81-82.
9 Игуанодон (лат. Iguanodon) – род растительноядных птицетазовых динозавров, живших в первой половине мелового периода 140-120 млн. лет назад на территории современной Европы, Северной Америки, Азии, Африки.
10 Непомнящий Н. Экзотическая зоология. М., 1997.
11 Стегозавр (лат. Stegosaurus) – род позднеюрских травоядных динозавров, существовавший, согласно официальной версии, 155-145 млн. лет назад. Благодаря шипам на хвосте и костяным пластинам на спине являются одними из самых узнаваемых динозавров.
12 Freeman, Michael and Jacques, Claude. Ancient Angkor. Thailand: River Books, 1999. Р. 144.
13 Freeman, Michael and Jacques, Claude. Angkor, Cities and Temples, River Books, Bangkok, 1997.
14 Французская школа дальнего Востока (Ecole Francaise d'Extreme Orient) – институт, занимающийся изучением цивилизаций Азии. Одно из старейших научных заведений Франции, EFEO специализируется в трех основных областях. Первая включает в себя археологические исследования от раскопок до реставрации и консервации открытых памятников, а также изучение истории искусства и архитектуры региона. Второе направление состоит в исследовании письменности и устной традиции, объединяет филологов, лингвистов, специалистов по эпиграфике, истории религии и литературе. Третья область, предполагает исследование круга проблем, касающихся развития современной Азии (экономика, общественные процессы, технологии). // Тиртанкар Чанда “Успех ориентализма: Французская школа Дальнего Востока”//
http://www.2france.ru/index.shtml?/articles/europe/182.
15 Чамский язык (чам язык), принадлежит к западной группе малайско-полинезийской ветви австронезийской семьи языков. На чамском языке говорит народ тям (чам), в ранний период своей этнической истории испытавший влияние индийской культуры, в основном через посредство индуизма и буддизма, и создавший на территории Центрального и части Южного Вьетнама государство Тямпа, существовавшее со II по XIV вв.
16 Freeman, Michael and Jacques, Claude. Angkor, Cities and Temples.

Tags: археология, архив, картина мира
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments