ilion_skiv (ilion_skiv) wrote,
ilion_skiv
ilion_skiv

Рождение Кристалла

Оригинал взят у alfare в Рождение Кристалла
Да простят меня господа знатоки, если снова окажется, что я говорю об очевидных для поклонников творчества ВП вещах! То, что я сейчас напишу, быть может, десятки раз говорено-переговорено на форумах и в статьях, возможно, что в диссертациях. Но я не ставил ни разу себе цели соорудить исследование миров Крапивина, я из тех, кто предпочтёт забывать, чтобы потом снова открывать, чтобы говорить об этом снова и снова, так, как будто всё это только начинается, в первый раз. Так что все эти рассуждения скорее – что-то вроде совместного чтения вслух, когда ты вдруг останавливаешься и повторяешь какую-то особенную фразу для со-читателя, обращаешь его внимание. У меня есть оправдание, герои книг Крапивина тоже так делали – читали книгу вместе. Помните: "Ковёр-самолёт"…

"Все сначала шло как надо. Мы уселись на топчан, включили настольную лампочку, раскрыли на середине читанную много раз книжку…
– “В жизни каждого нормального мальчика наступает момент, когда ему хочется найти клад…” – прочитал я. И удивленно посмотрел на Витальку. А он на меня."


Ремарка: на самом деле, сам я ни разу не читал книгу вместе с кем-то. Честно говоря, даже не понимаю, как это можно делать. Даже представив себе такого самого что ни на есть Настоящего Друга, я не думаю, что мы стали бы читать вот так, вслух, одну книгу. Мне почему-то кажется, мы читали бы книги разные, сидя рядом, и точно так же с восторгом или недоумением обращались друг к другу… Не знаю, в чём тут дело, не в том же, что чтение – процесс такой интимный, нет, не думаю, скорее, дело привычки.
(кстати, тут не обошлось бы без проблемы "спойлеров", но мне кажется, она не была бы критичной)

Впрочем, это моделирование слишком умозрительное, да к тому же я слишком отклонился в сторону.

Недавно я упоминал о вопросе, связанном с циклом "Великий Кристалл". Вопрос сам по себе не столь прост, как мне представлялось, да и обсуждать его так, как хотелось бы, не получается, ведь Специалисты, похоже, давно мазнули рукою на это Сообщество, один из немногих, оставшихся активными, энтузиастов, здесь давно и многократно забанен – он сообщил мне в личку свою точку зрения по этому вопросу…

Википедия периодически меняет мнение относительно "циклизации" Кристалла, есть разночтения с Фантлабом, да и, судя по немногочисленным комментам, у рядовых читателей тоже "не всё так однозначно". Ну, понятно ведь, что "В ночь большого прилива" НЕ МОЖЕТ входить в этот цикл. Вот физически – не может. Но как это объяснить читателю, который видит, что загадочный Город Дэни и Василька – принадлежит Союзу городов Млечного Пути… (А, кстати, почему именно Млечного Пути-то? Причём здесь наша Галактика?) Что монетка с Юханом-трубачом сыграет роль "пускового механизма" едва ли не во всей Истории…

Я говорил уже, что именно "Выстрел с монитора" кажется мне самой загадочной повестью, возможно, из всего написанного Крапивиным. Снова и снова я обращаюсь к её началу, где скручены в тугой заряд множество явных и скрытых пружин. Вселенная Командора богата на артефакты и тайны, но именно в "Выстреле" они все так мощно "выстреливают" – сразу или впоследствии, раскручивая громадные механизмы Пространств.

Смотрите, "В ночь большого прилива" – наверное, самая магическая книга. Она завораживает, она проговаривает свою историю, как будто поет заклинания! Как мягко и как крепко опутывают они! Вот светлый сон Серёжки, в котором он оказывается в доме, полном гулкой тишины, затем - на залитом солнцем холме. Затем – магия Часов, колдовство поединка со Змеем… Но всё это – просто детские игрушки перед тем, что обрушит на нас Город! Волшебство на волшебстве, тайна на тайне! Путешествия сквозь Время! (Отчётливо повеет страшной атмосферностью "Машины времени" Уэллса!) Целые эры проносятся, и жуткое, поистине жуткое Время предстаёт перед нами! Предсказания – что это? Первый и последний раз Крапивин использует – и как сильно! – образ неумолимого рока. И – Часы, снова часы, как могущественнейший механизм, управляющий Пространством… Сильнее его – только Лабиринт… И Лабиринта мы тоже больше не встретим в книгах "Кристалла". Почему? Я не знаю, но думаю, что это правильно. "В ночь большого прилива" – сказка, легенда, может быть, даже нечто вроде этакого Сильмариллиона для мира Кристалла. Нельзя Валарам являться в мир Третьей Эпохи. Нельзя Хранителям строить Лабиринт. Это – другой уровень. Другой слой. Легенда, данная нам в пристальном приближении, таком отчётливом и близком, что встала рядом. Но она всё же – Легенда. Реальность она только для Них, четверых. Серёжки, Дэни, Василька и Володьки.

Начало "Выстрела с монитора" как будто потрескивает от разрядов. Воздух мирный и тихий. Тихая река. Тихий городок. Провинция. Всё неспешное, неспешные смолокуры. Обыденность и люди, полные этой обыденности.

Где-то, ещё очень вдалеке, видятся тени…

Разрывает тишину, как марш в "Ленинградской" симфонии, песня о царевиче Дмитрии. И – контрапунктом к ней (потрясающей силы приём!!!) – вот это:

"Сквозь этот шум слышен был миролюбивый звон комаров.
Вверху на мостике сказали:

— Иван, флаг сыми, видишь, солнце ушло.

Оранжевый свет угас, небо стало зеленоватым"


…Небольшие подготовительные завязки, действие собирается с силой, и наконец – начало!

Монетка. Песочные часы. Кристалл.

Так невзначай, незаметно, между прочим. "Довольно скучный опыт, потому что бесконечный"… Всего лишь выращиваем модель Мироздания. Да мало ли какие причуды у пожилой, бездетной особы! Может, у неё и крыша маленько того… Стоит ли обращать внимание? Осевой хронометр, по крайней мере, наглядней. А жаба Жаннета – страшней!

Здесь я опять возвращаюсь к своим наивным вопросам. Ну, помните, я уже оправдывался в начале этих размышлений за свою неосведомлённость… Так вот…

-Откуда, интересно, в тихом городке Реттерхальме появлялись монетки в "десять колосков"?

-Кто был вообще самым первым Хранителем?

-Как вообще мадам Валентине могла прийти в голову идея вырастить Кристалл? Ну, вот я понимаю, что алхимики хотели получить философский камень – и дело тут не столько в золоте, сколько в самой идее трансмутации, в вечной жизни и тому подобное. Но где, когда и как могло зародиться учение о Живых Кристаллах? Какие тайны скрывает эти области науки? Это вам не обсерватории типа "Сферы" – там всё понятное, можно сказать, родной, дух Стругацких витает, точнее, не именно АБС, а возможно, всей этой безудержной волны 60-х, времён торжества науки, даже интонации какие-то такие, МНС-овские, чуть-чуть игривые, чуть-чуть сумасшедшие – ведь сами идеи-то к тому обязывают, я и сам помню, как мой когдатошний начальник, светило, доктор наук, профессор и полковник, твердейших научных убеждений человек – вдруг на какой-то из учёб заговорил о тайнах вселенной и проколах пространств – совершенно неожиданно после всех прежних сухих докладов по радиотехнике…

Но это только то, что предстаёт перед нами в самом-пресамом начале. А сколько вопросов будет дальше…
Tags: картина мира, крапивин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments