ilion_skiv (ilion_skiv) wrote,
ilion_skiv
ilion_skiv

Categories:

Ярила

Оригинал взят у ltraditionalist в Ярила
Википедия пишет: "В современном массовом сознании чаще всего бытует не реальный образ Ярилы, а романтический, являющийся плодом спекуляций и реконструкций. К примеру, во многих публикациях Ярилу называют «богом солнца», что в корне неверно, поскольку, по мнению Института славяноведения РАН, Ярило таковым не является. «Богом солнца» его могли сделать только спекуляции — например, на почве ошибочного толкования имени или в рамках «мифологической школы», выводившей всех мифологических персонажей из небесных явлений. Вредную роль в пропаганде подобных ошибочных представлений сыграла и пьеса А. Н. Островского «Снегурочка», написанная под влиянием работ А. Н. Афанасьева. В ней Ярило прямо называется богом солнца, «Ярилой-Солнцем», что в корне неверно. В наши дни подобные спекуляции продолжаются в среде неоязычников.

http://images.myshared.ru/4/243522/slide_14.jpg
Спекуляции "неоязычников".


При внимательном изучении доступного в Интернете материала становится ясно, что этот "солнечный" образ Ярилы "высосан из пальца". Само имя Ярилы свидетельствует о совсем другом образе.

Ярь — это весна, зелень, вешний хлеб, желание, похоть, ярец — май, яр — жар.
Яро — шибко, быстро, скоро, ярун — похотливый (или токующий тетерев, или бык-производитель), ярость — гнев и похоть, яриться — чувствовать похоть, сербское слово «ярич» обозначает любовный жар. Греческое слово «эрос» и латинское «эрекция» родственны имени Ярилы. Сохранилась русская загадка: «Выскочил Ярилко из-за печи, начал бабу ярить — только палка стучит» (ответ, если кому любопытно, — метла). На праздниках Ярилы, на вопросы этнографов, что, мол, это за Ярило такой, празднующие отвечали: «Он (Ярило) любовь очень одобрял».

В посвящённый его встрече день наряжали Ярилой девушку, и вели коня, на котором она восседала, по полям, с песней:

Волочился Ярило,
Да по всему свету
Полю жито родил,
Людям детей плодил.
А где Он ногою,
Там жито копною,
А где Он глянет,
Колос зацветает.

Существует, кстати, подобная песня о козле: «Где козёл ходит, Там жито родит». И вот здесь мы уже видим реальный образ Ярилы. Это - похотливый козёл, или сатир. "Козлиность" Ярилы может быть т не очевидна, но прослеживается в этимологии: ярина, ярьна — овечья шерсть; ярка — молодая овца; яра — ягнёнок (в литовском eras, eris — ягнёнок, erena — баранина; древнепрусский eristian — ягнёнок, латинский aries — баран, и пр.) Ярлыга, герлыга — пастуший посох овчара. По астрономическому календарю год начинается с весеннего равноденствия, когда Солнце приходит в знак Овна-овцы (aries) и покровителем этого знака считается Марс (Арес) — яростный, весенний бог (впоследствии более известный только как бог войны), античный двойник нашего Ярилы.

Ярила
Вот это изображение уже ближе к реальности.

Козёл - самый похотливый из всех животных. В Арзамасском уезде Нижегородской губернии в конце XIX века во время проводов весны (празднования «Ярилы») ряженый «козел» бегал за девушками и лягал женщин. В древнегреческой мифологии сатиры, а это полумужчины – полукозлы, преследуют женщин. Греческие авторы сообщают, что в Египте священный козёл имел половые сношения с женщинами. И это свидетельствует о том, что Ярила появился в архаической древности, во времена матриархата, во времена расцвета женских оргиастических мистерий.

Богиня плодородия, кормящая козлов. XIV в. до н. э.
Богиня плодородия, кормящая козлов. XIV в. до н. э.

Последним мощным "всплеском" этих мистерий были мистерии Диониса в Древней Греции. С ними связаны знаменитые "песни козлов". Дионис украшен листьями винограда, из которого делают вино. Ярила украшен листьями хмеля, из которого делают пиво. Дионис и Ярила почитаются шумно, весело. Праздники, посвящённые им, переходят в оргии.

Вакханка
Вакханка

Рассмотрим теперь "козлиную" этимологию. Сочетание К-З встречаем в следующих группах слов: уКаЗ, уКаЗать (козёл указывает путь стаду овец, душам в загробный мир), КаЗнь, КаЗнить (отправить напрямую в распряжение подземных, "хтонических" богов), КаЗна (подземные божества всегда считались хранителями богатств). Даже имя Кузьма используется в слове "подкузьмить" - сделать гадость, и в поговорке "показать Кузькину мать", т. е. злую, нехорошую.

У многих народов козёл - образ отрицательный: у монголов подарить гостю овцу считалось поступком весьма вежливым, а вручить в виде подарка козу - оскорблением. У хеттов козёл был посвящён Телепинусу, который связывался с богом преисподней, а овца - богине солнца. Согласно Ригведе, Мировому Дереву приносили в жертву коня и козла, которые, видимо, символизирует здесь «верх» и «низ» мира. У христиан агнец - символ Христа, а козёл - символ дьявола. Русская поговорка гласит: ‘Бог создал овцу, а чёрт - козу‘. В Дагестане и в Средней Азии считали, что шайтан принимает облик козла. Немецкое предание приписывает создание козла дьяволу, а на Руси, кроме того, говорили, что дьявол создал козла по своему подобию. У древних евреев козёл олицетворял злого духа Азазела, который, как говорится в «Книге Еноха», научил мужчин войне, а женщин блуду.Чёрт в образе козла - классический средневековый христианский мотив. На сборищах ведьм сатана является в образе чёрного козла, которому они воздают почести.

Ну, вот здесь уже проглядывает образ вполне реального Ярилы.

сатир
Статуя сатира. Археологический музей г. Афины

Tags: картина мира, мифология, новая мифология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments