ilion_skiv (ilion_skiv) wrote,
ilion_skiv
ilion_skiv

ВЕЛИКАЯ ЛОЖЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (метафизика современной демократии)

Оригинал взят у ltraditionalist в ВЕЛИКАЯ ЛОЖЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (метафизика современной демократии).
Власть Бога над людьми - теократия - такова основная мысль Платонова Града. Теократическое устройство Государства выглядит у Платона так: на самом верху иерархической лестницы - цари Атлантиды, "богоподобные люди" (видимо, прошедшие обряд инициации-посвящения), рядом с ними - мудрецы и пророки [1]; "воины", герои - под ними; и, наконец, в самом низу - все прочие граждане. Иными словами, теократическое государство выглядит как пирамида, все члены-"кирпичики" которой служат одной цели и руководствуются единым Принципом или Законом, нисходящим с Небес. Теократия естественно "вытекает" из особенностей традиционного мировоззрения древнего человека.

Демократия - напротив - связана с особенностями сознания современного человека, прикованного к миру вещей, с отсутствием у него "метафизического голода", интереса к "последним вопросам бытия" (вопросам героев Ф. Достоевского о смысле жизни, о добре и зле, о человеке, мире и Боге). Демократия не хочет знать, во имя чего изъявляется воля народа, и не хочет подчинить волю народа никакой высшей цели.Демократия живёт оптимистической верой в коллективную мудрость народа: один человек может ошибиться, может сделать неправильный выбор, но в целом народ всегда прав, выбирая депутатов, губернаторов или президентов. Конечно, демократы сразу же отказались бы от своей веры, если бы им предложили выбрать путём "тайного и равного голосования", скажем, пилота самолёта для их доставки, например, в Америку или Австралию. Однако ошибки неопытных пилотов приносят гораздо меньше вреда, чем ошибки в государственной деятельности; тем не менее демократы почему-то не боятся доверять избрание президента спившимся бомжам и выжившим из ума старухам. В этом заблуждении - напоминающем ситуацию, в которой слепые, согласившись быть вед0мыми зрячими, настаивают на том, чтобы этих зрячих они отбирали сами - следует искать основную причину современной деградации политической действительности: массовое проникновение во власть криминально-мафиозных структур, коррумпированность исполнительной власти и её связь с преступными группировками.
Демократия дословно означает "власть народа" (демоса). При этом с самого начала важно подчеркнуть, как понимали древние греки термин "демос". "Демос" разделялся на "граждан" и "не-граждан"; первые по-гречески назывались "политес", а вторые - "идиотес". Собственно "граждане" ("политес") в древнегреческом обществе составляли меньшинство и представляли собой родовую аристократию. Эта древнегреческая общность граждан напоминает римский сенат времён республики, древнерусское новгородское вече и позднейшую византийскую общину-приход, объединённую культурной, этической и религиозной традицией. Таким образхом, "граждане" (в первоначальном и истинном смысле слова) - это лучшие представители народа, и только они имели право голоса. Следовательно, подлинная демократия - это вовсе не "власть всего народа", а власть здорового меньшинства (элитного ядра) народа, за исключением всех "опустившихся" и "распустившихся" подонков. Для древних греков допущение "идиотов" к принятию социально-политических решений  явилось бы гнусной пародией на демократию. Мы же в России как раз имеем такую пародию, вся абсурдность и смехотворность которой предстанет воочию, если мы увидим у избирательной урны друх представителей "электората" - писателя Александра Солженицына и какого-нибудь спившегося забулдыгу, - обладающих одинаковым правом голоса. Поскольку количество забулдыг многократно превышает количество мудрых, высоконравственных людей, современную российскую псевдодемократию можно охарактеризовать как "охлократию" или как "дерьмократию". Кстати, наш меткий на определения и острый на язык народ уже придумал поговорку про "нашу" российскую пародию на демократию - так называемую "демократизацию". Согласно этой поговорке, истинная древнегреческая демократия отличается от российской демократизации тем же, чем канал отличается от канализации.

На самом деле говорить о предоставлении народу прав выбора можно было бы лишь в том случае, если бы весь народ можно было бы рассматривать как единую интеллигенцию, если бы у каждого представителя народа было собственное мировоззрение и твёрдая гражданская позиция. Но это - лишь оптимистический миф, который не подтверждается ни одним социальным или историческим фактом. Мнение толпы "идиотов" не может быть ничем иным, кроме как выражением некомпетентности, независимо от того, является ли оно результатом недостатка умственных способностей или следствием простого невежества. А для того, чтобы "слепой" народ знал, за кого голосовать, к его услугам различные "зрячие" политиканы, восхваляющие каждый своих кандидатов и соблазняющие массы программами, одна другой лучше. Для успеха же своей пропаганды партии нуждаются в деньгах: на наём помещений, на содержание аппарата, на издание газет, литературы, подчас на прямой подкуп избирателей. Так возникает зависимость политических партий от различных олигархических групп. Как заметил П. И. Новгородцев, "демократия практически всегда переходит в плутократию, власть немногих олигархов". Эти олигархи, имея в своих руках деньги и средства массовой информации, получают неограниченную власть влиять на выборы в пользу своих ставленников. Народу же отводится лишь роль безликого стада.

Конечно, безликая толпа всегда была тем или иным образом ведома, и можно сказать, что её роль в истории и заключалась в том, чтобы позволять себя вести, поскольку она представляет собой пассивный элемент, "материю" в аристотелевском смысле этого слова. Но чтобы вести её сегодня, достаточно обладать чисто материальными (на сей раз в обыденном смысле слова) средствами, и это ясно показывает, до каких глубин падения дошла наша эпоха. И в то же время толпе внушается, что она отнюдь не ведома, что она действует спонтанно и управляет собой самостоятельно, и тот факт, что она верит этому, убедительно доказывает, что свойственная толпе "идиотов" глупость является воистину беспредельной.

Токвиль и Милль, которых нельзя назвать врагами демократии, с большим беспокойством говорят об опасностях, которые несёт с собой демократия, об опасностях для индивидуальности человка. Личность с её духовными интересами совсем не нужна демократическому строю, а нужна как механическая частица государственной машины, как количественная сила. И так как демократическое государство основано на количественной силе, то духовно-нравственная сила ему даже враждебна. Не случайно современная "демократия" противопоставляется "аристократии", поскольку этимологически "аристократия" означает "власть лучших", "власть элиты" [1]. Элита в своём изначальном смысле может представлять собой только меньшинство, и её сила, а точнее, авторитет, основывающиеся на её духовно-интеллектуальном превосходстве, не имеют ничего общего с силой количества, на которой основывается современная "демократия".

Но давайте посмотрим ещё глубже: что составляет сущность закона о большинстве, который проповедуется современными правительствами, и в котором эти правительства видят оправдание своей власти? Это - закон материи и грубой силы, закон тождественный физическому закону, согласно которому масса, увлекаемая своим весом, давит всё то, что находится у неё на пути. Здесь-то мы и обнаруживаем точку соприкосновения между демократической концепцией и материализмом, и именно в этом следует искать причины того, что данная концепция так прочно укоренилась в современном западном мышлении. И именно поэтому западная "демократия" не приживается на Востоке в обществах с традиционным менталитетом. Несмотря на претензии на всемирность и универсальность, либерально-демократическая доктрина всё ещё остаётся системой англо-американской цивилизации. Стоя на точке фактического опыта, можно было бы сказать, что "демократический" государственный строй легко и автоматически удаётся во всех англо-саксонских странах антитрадиционного Запада, который традиционный исламский Иран называет откровенным именем - "Большой Шайтан". И так же автоматически и легко проваливается во всех остальных. Из этого вытекает, что демократия западного либерального типа обречена на неудачу, пока в России "Русью пахнет", пока жива душа России - Святая Русь.

Николай Бердяев верно определил, что современная "демократия" не имеет никакого внутреннего содержания. Эта "демократия" не знает Истины, и потому она предоставляет раскрытие Истины решению большинства голосов (бесконечные опросы общественного мнения, референдумы, выборы на разных уровнях). Признание власти количества, поклонение всеобщему голосованию возможны лишь при неверии в Истину и незнании Истины. Верующий в Истину и знающий Истину не отдаёт её на растерзание количественного большинства. "Демократия" означает отпадение общества человеческого от Истины. Она хочет политически устроить человеческое общество так, как будто Истины не существовало бы вовсе. И в этом коренная ложь "демократии".

"Демократия" не приходит в отчаяние от потери Истины. Она верит, что изъявление воли большинства, механический подсчёт голосов всегда должны вести к добрым результатам. В основе современной "демократии" лежит оптимистическая предпосылка о естественной доброте и благостности человеческой природы. Духовным отцом современной "демократии" был Жан-Жак Руссо, и его оптимистические представления о человеческой природе передались демократическим идеологиям.

"Демократия" не желает знать радикального зла человеческой природы. Она как будто бы не предусматривает того, что воля народа может направиться ко злу, что большинство может стоять за неправду и ложь, а истина и правда могут остаться достоянием небольшого меньшинства. Воля народная, воля толпы "во зле лежит" (ср. 1 Ин. 5:19), и, когда эта воля, самоутверждающаяся, ничему не подчинённая и не просветлённая, притязает самодержавно определять и избирать путь развития общества, она легко сбивается на путь гонения против Истины, отрицания всякой правды и угашения свободы духа (вспомним, как большинство народа  кричало Пилату об Иисусе: "Распни, распни Его!").

"Демократия" остаётся равнодушной к добру и злу. Она безразлична к направлению и содержанию народной воли и не имеет в себе никаких критериев для определения истинности или ложности направления, в котором изъявляется народная воля. "Демократия" - индифферентна, толерантна, терпима, потому что потеряла веру в Истину, бессильна избрать Истину. "Демократия" - свободолюбива, но это - свободолюбие равнодушных к Истине. В конечном итоге, "демократия", отрицая Истину, провозглашает народам, живущим в век безверия, право на заблуждение и ложь. А так как "демократия" сегодня стремится к тому, чтобы стать единой общественной моделью на Земле, то мы вынуждены признать, что наступление эры "демократии" однозначно тождественно наступлению Царства Лжи.

"Править должны знающие", - сказал Платон, и это является центральной, абсолютной, конечной точкой любого разумного порядка вещей. В совершенном государстве Платона неограниченная власть предоставляется философам (С. Булгаков предлагает переводить это слово как "праведники" или "святые"; ведь и в самом деле такие философы как Диоген вели образ жизни праведников или святых). Это люди, которых "страстно влечёт к познанию, приоткрывающему им вечно сущее" (Государство 485 b). Также по замыслу Данте, при здоровой форме власти рядом с монархом должен находиться философ. В случае нормальной традиционной цивилизации высшей инстанцией является чисто духовная власть, в компетенции которой находится сохранение метафизического знания (гносиса) и разработка принципов общественно-политического строительства, применительно к изменяющимся условиям человеческой среды. Ниже следуют уровни светской власти, применяющие высшие принципы к конкретным социальным условиям. Ещё ниже идут уровни хозяйственного устройства, складывающегося на применении тех же принципов, только на сей раз к ещё более узкой и обусловленной сфере.

Истинная власть всегда приходит "сверху", и именно поэтому она может быть легализована только с санкции того, кто стоит выше социальной сферы, то есть только с санкции власти духовной. В противном случае мы сталкиваемся лишь с пародией на власть, не имеющей оправдания из-за отсутствия высшего принципа и сеющей повсюду лишь хаос и разрушение. Как определил Александр Дугин, "нами правят законченные идиоты, и точно такие же идиоты возглавляют оппозицию - второй эшелон, рвущийся к власти".

"Горе вам, слепые поводыри!" - гласит Евангелие. И в самом деле, сегодня повсюду мы видим лишь слепых поводырей, ведущих за собой слепое стадо. И совершенно очевидно, что, если эта процессия не будет вовремя остановлена, и те и другие с неизбежностью свалятся в пропасть, где они все вместе безвозвратно погибнут.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Важно отметить, что в Древней Греции такого противопоставления не было, ибо там "демократия" в основном совпадала с "аристократией", "властью лучших".

Tags: картина мира
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments