ilion_skiv (ilion_skiv) wrote,
ilion_skiv
ilion_skiv

Categories:

Ветви тайного древа I

 Размышления о некоторых любопытных аспектах традиционной генеалогии, опубликованные в X номере “Волшебной Горы”: ВЕТВИ ТАЙНОГО ДРЕВА

 

Дабы понять происходящее, необходимо интерпретировать, разгадывать головоломку… но хотя и кажется, что человек способен на такое, большинство людей никогда этого не делает.

 

Эдвард Хасси “Досократова философия”

 

В известной работе Александра де Даннана “Память крови” (1) трактуется загадочный фрагмент Книги Бытия (6, 1–7), повествующий о союзе смертных женщин с bne ha elohim (букв.: сыновья могущественных (2). К этому союзу де Даннан возводит происхождение особых т.н. “чёрных родов”, кровь которых,  сохранила память об этом событии. Bne ha elohim отождествляются с падшими ангелами (стражами Книги Еноха), а их человеческое потомство с историческими агентами “контр-инициации”, сохраняющими своё негативное влияние, через посредство особых культов (в т.ч. культа божественных предков) и ритуалов, практикуемых в недрах влиятельных закрытых обществ, до наших дней.

Эта позиция разительно корелирует с некоторыми положениями иудейской эзотерической демонологии, согласно которым среду “гойской” (не еврейской) части человечества составляет группа народов Великого Смешения (Эрев Рав).

Согласно “Тикуне ха-Зохар”, Великое Смешение составляют пять народов: нефилим (о них сказано: “Сыны Божии увидели, что дочери человеческие красивы”, они происходят из павших (нефилим) из верхнего мира); гиборим (о них написано: “это герои, люди слывные”); рефаим (тени, обитатели подземного или подводного мира: “Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них” (Иов 26, 5), заточенные за грехи “в глубине преисподней” (шеола) (3); анаким (особая разновидность рефаим – великаны с непомерно длинной шеей); и амалеким (4).

Иными словами, “гойскую” часть человечества составляют кровные потомки существ нечеловеческой природы, пришедших из “верхнего мира”, к которым, с точки зрения эзотерического иудаизма, строго говоря, не подходит само определение “человек” (5).

Чтобы в какой-то степени понять подлинную суть произошедшего, решительным образом определившего русло последующих исторических и метафизических коллизий мировой истории, обратимся к непосредственному первоисточнику де Даннана, а именно, текстам Книги Еноха (6).

 

ПРИШЛЕЦЫ С ВЫСОКИХ НЕБЕС

 

… не для сего поколения, а для отдаленного поколения я буду говорить.

 

Арамейский фрагмент Книги Еноха из Кумрана

 

У Еноха мы находим, что стражи “осквернились с дочерьми человеческими, и взяли себе жен, и поступили как сыны земли, и родили сынов-исполинов” (7); “[они] родились на земле [и выросли, и повзрослели, и стали пожирать] (произведения тяжкого) труда всех сынов человеческих, и [люди] стали не в состоянии [прокормить себя. А  исполины] замыслили уничтожить людей [и пожрать их. И они начали грешить и…] против всех птиц и зверей земных, [и пресмыкающихся, ползающих по земле и (животных, обитающих) в воде] и в небесах, и рыб морских, и пожирать плоть [друг друга, и пить кровь…]” (8).

Но это не всё: “[И все они (стражи – А.К.) стали открывать] тайны своим женам. И поскольку часть [людей] начала погибать на земле, их крик дошел до [небес…] <…> он сообщил (людям) вечные тайны, (хранящиеся) на небесах, с тем чтобы наиболее сведущие из сынов человеческих] смогли применя[ть] их на практике” (9).

Вот как передает Енох слова самого Господа, обращенные к стражам: “Вы были на небе, и хотя сокровенные вещи не были еще вам открыты, однако вы узнали незначительную тайну и рассказали ее в своем жестокосердии женам, и через эту тайну жены и мужи причиняют земле много зла” (10).

Нам известно, что, благодаря знаниям, унаследованным от стражей, рефаимы получили колоссальную власть над природой: они умели “охватывать небесный свод, способствуя низведению дождей” (“Брешит рабба”26, 17; “Сота” 34б). Они также занимались тем, что в сохранившихся фрагментах “Книги исполинов” именуется исчислением всей земли: “пусть они исчислят всю [землю…] пусть они рассчитают с помощью разнообразных расчетов” (11). В Эфиопской версии книг Еноха мы находим: “И я видел в те самые дни, как даны были тем ангелам длинные веревки, и они подняли крылья, и полетели, и достигли севера. И я спросил ангела, говоря: “Для чего они держали те длинные веревки и удалились?” И он сказал мне: “Они ушли, чтобы измерять”. И ангел, шедший со мною, сказал мне: “Они несут меры праведных и канаты праведных… <…> И эти меры откроют все сокровенное в глубине земли” (12).

А что до людей поколения Еноха, то: “они бродили по миру из конца в конец, и каждый из них собирал серебро, золото, драгоценные камни и жемчужины в горах гор и холмах холмов, делая из них идолов в четырех четвертях мира; и в каждой четверти они устанавливали идолов высотой в 1000 парсангов (13). Они спустили солнце, луну, звезды и созвездия и установили их перед ними справа и слева, дабы служить им так, как они служили Святому, будь Он Благословен. <…> Но как у них достало сил, чтобы спустить их? То, что они смогли спустить их и служить им, произошло потому, что ‘Узза, ‘Азза и ‘Аза’эл научили их колдовским заклинаниям, ибо иначе они не смогли бы спустить их” (14) (согласно Таргуму Иоанатана к Бытию 6:4 (также: Вавилонский Талмуд, трактат Йома’, 67а; 1 Енох 6–8), ‘Аза’эл был одним из павших с небес “сынов Могущественных”) (15). Таким образом, они узнали “все тайны ангелов, и всю власть диаволов (16), и всю их сокровенную силу, и всю силу тех, которые совершают волшебства, и силу заклинаний, и силу тех, которые льют для всей земли изображения идолов; и хорошо также знают, как серебро производится из праха земного и как жидкий металл образуется на земле. Ибо свинец и олово не там производятся из земли, как первое (серебро): существует особый источник, производящий их, и ангел, стоящий в нем; и он преимущественно тот ангел” (17).

К слову, Еноха также “обучали” ангелы (и отнюдь не падшие), но обучение его, смеем заметить, было вполне легитимным: “И вот он был с ангелами Божиими в продолжение шести лет, и они показали ему всё, что на земле и на небесах, господство солнца (это задолго до Ньютона и Джордано Бруно! – А.К.); и он записал всё” (18).

Это важное (если не решающее) свидетельство в пользу того, что проблема заключается не в самом непосредственном знании, но в том насколько тот или иной субъект подготовлен к его адекватному восприятию! Этим, как мы полагаем, объясняется существующий в иудаизме запрет на публичное обсуждение проблем, связанных с эзотерической традицией (намёки на нее содержатся в Талмуде), касающейся Ма´аćе Бере´шит (Деяния [Описание] Творения) и Ма´аćе Меркава (Деяние [Описание] Колесницы). Согласно мишнаитскому трактату Хагига, II,1: “ Ма´аćе Бере´шит нельзя толковать в присутствии двух или более людей, а (Ма´аćе) Меркава даже в присутствии одного человека, если это не учёный, который разумеет о своем познании” (19).

Возвратив Еноха на землю, ангелы предупреждают его: “На один год мы оставим тебя при твоих детях, – пока ты не укрепишься снова, – чтобы ты научил своих детей, и записал им это, и засвидетельствовал им, всем твоим детям, и на другой год ты будешь взят из среды их” (20). Далее Енох обращается к своему сыну Мафусаилу со следующими словами: “… сохрани же <…> … писания руки твоего отца, и передай их грядущим родам. Мудрость я дал тебе и твоим детям, и тем твоим детям, которые ещё придут, чтобы они передали её своим детям и грядущим родам до вечности, – именно эту мудрость, превышающую их мысли. И разумеющие её не будут спать…” (21).

Согласно иудейской традиции, Енох был далеко не последним восхищавшимся в “верхний мир” при жизни (в теле) и получившим там некие знания.

В Завещании двенадцати патриархов (2,6–5,3) говорится о том, как Левий взошел сквозь небеса к Трону Славы, где получил от Бога жреческие полномочия (5, 1–2) и узнал тайны, которые он должен был объявить людям (2, 10).

В Вознесении Исайи (6–11), пророк, ведомый ангелом, проходит через семь небес (интересное обстоятельство – по замечанию М. Шнейдера, в Книгах Еноханебеса мыслятся как помещение!(22) к Трону Бога, где он получает Откровение Истины.

В Апокалипсисе Авраама (15–29), повествуется о прохождении этого патриарха через семь небес к Трону Господа, где ему открываются сокровенные тайны. На небесах Авраам удостаивается видения Теофании, а также Меркавы (Божественной Колесницы), описываемой в терминах 1-й главы Книги пророка Иезекиила и 6-й главы Книги пророка Исайи (23).

Из текста Вавилонского Талмуда, трактат Хагига, 14b (также Тосефта´, трактат Хагига  2:3–4; Иерусалимский Талмуд, трактат Хагига, 77b.8–23; мидраш Шир Хашширим Раба 1:4.1), мы также узнаем, что ´Ахер-´Элиша` бен-´Авуйя, наряду с мудрецами-законоучителями Бен-Азза´йем, Бен-Зом´ой и Рабби `Акив´ой, ещё при жизни совершил мистическое вознесение на небеса (24).

Отсюда можно сделать важный вывод о том, что, прецеденты легитимной манифестации особого рода знания, носили достаточно регулярный характер (во всяком случае, в согласии с иудейской традицией), и датируются как легендарно-мифологическим (допотопным, в случае Еноха), так и вполне историческим периодами (25). Тут же, следует подчеркнуть, что представление об обитателях земли, обладающих выдающимися способностями, “получивших специальное посвящение, а через него и сакральное знание, открывавшее дорогу при жизни в иные сферы – является во многих отношениях скрытым наследием, поскольку оно было удалено из письменных источников или, по крайней мере, замаскировано и завуалировано” (26).

Обратимся к еще одному из доступных источников этого ряда, 3 (Еврейской) книге Еноха, где описывается небесное путешествие известного палестинского законоучителя и ученого конца I– первой трети II вв. н.э. рабби Ишма‘’эла (умер незадолго до начала Второй Иудейской войны против Рима: 132–135 гг. н.э.). На небесах он был удостоен видения Трона Славы Господа и Божественной КолесницыМеркавы, получил откровения от Архангела Метатрона. Метатрон сообщает почему и как он был взят на небеса, подробно рассказывает о стадиях постепенной трансформации своих души и тела из человеческих в ангельские, описывает функции, осуществляемые им на небесах. Выясняется, что Метатрон является не кем иным, как Енохом, сыном Йареда, которого Бог взял на небо и сделал своим вице-регентом, стоящим выше всех ангелов (27): “У меня семьдесят имен, соответственно семидесяти народам мира, и все они основываются на Имени Царя царей, однако, мой Царь называет меня “Отрок”. Особо отметим причину, по которой Енох был оставлен в “верхнем мире”: “Когда поколение Потопа стало грешить и обратилось ко злым делам, сказав Богу: “Отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих!” (Иов 21:14), Святой, будь Он Благословен, взял меня из их среды (т.е. из среды поколения Потопа), – дабы быть свидетельством против них, (будучи) на небесной высоте, – для всех, кто придет в мир, чтобы они не могли сказать: “Милосердный – жесток!” <…> Посему Святой, будь Он Благословен, вознес меня в период их жизни, перед их глазами, на небесную высоту, дабы я был свидетельством против них для будущих поколений. И Святой, будь Он Благословен, поставил меня на высоте в качестве князя и правителя среди ангелов-служителей” (28).

Любопытны вавилонские параллели к 3 Еноху, указывающие, прежде всего на такие обозначения Метатрона на магических чашах из Вавилонии как “Великий князь”, “Великий князь Трона Бога”, “Великий князь всего мира”; на одной из мандейских чаш упоминается “Метатрон,… который служит перед Занавесом”. Митатрон (вариантная форма от имени Метатрон) встречается и как тайное имя Князя третьего неба в созданных в IV в. н.э. в Палестине Ре’уйот Иехезк’ел (“Видениях Иезекиила”) (29). В 3-м Енохе Метатрон также именуется как Князь Божественного Присутствия и Князь над всеми князьями (“стоит перед ним лишь тот, кто вознесен над всеми богами”(30). Здесь термин боги использован для обозначения ангелов (шире – небожителей).

Возникает резонный вопрос, не тот ли это самый “князь мира сего”, о котором говорит Христос в Евангелие от Иоанна (Ин. 12, 31; 14, 30; 16, 11). В таком случае слова Христа обретают новое, дополнительное измерение. Позитивная в сугубо ветхозаветном контексте эзотерического иудаизма фигура Метатрона, оборачивается своей противоположностью в контексте новозаветном. Немудрено, ибо во Христе, Богооткровение выходит за пределы отдельной этнической группы и обретает, таким образом, свою изначальную и принципиальную Вселенскость. Как следствие, элементы (пусть даже и изначально позитивные), не нашедшие своего места в составе новой традиции, неминуемо хтонизируются.

В качестве иллюстрации можно привести инверсию образа римского императора Диоклетиана. “С 295 года в Египте произошел ряд восстаний против власти Диоклетиана и Максимиана. С подавлением этих восстаний связано преследование христиан. При подавлении восстания был разрушен город Коптос, который был, по сведениям Плиния, центром почитания Крокодила-Сета, известного своей ожесточенной борьбой с Ястребом-Гором. В 302 г., после подавления восстаний, жители Александрии воздвигли колонну с надписью, выражающую благодарность императору Диоклетиану” (31). Новый Юпитер вводится в национальную мифологию в виде нового Гора, поражающего Крокодила-Сета.

 

 

 

 

Гор сражается с Сетом-крокодилом. Барельеф. Лувр, Париж.

 

С торжеством христианства, в эпоху императора Константина, происходит своего рода обращение ценностей, в частности, преобразование змееборческого изобразительного мотива в мотив христианский – возникает культ св. Георгия: “Центром этого культа является место захоронения святого, Лида, или Диосполис. Это как раз та область, в которой недавние римские императоры-язычники, гонители христиан, изображались в виде драконоборцев” (32). Закономерный итог: Император Диоклетиан (гонитель христиан) из змееборца превращается в побежденного – змея.

Но скорее, слова Христа относятся все же к Сама¢элу – “князю обвинителей, который превосходит всех князей царств, которые в выси”, испугавшегося и содрогнувшегося, однако, при виде возложения царского венца на голову Метатрона (33) (“Он (Господь – А.К.) возложил мне его на голову и дал мне имя “Малый YHWX” пред всем Своим семейством в выси” (34).

Согласно Приложению к 3-му Еноху, именно Метатрону были “отданы в руку” все “хранилища мудрости”, каковые он, в свою очередь, раскрыл перед Моисеем (несмотря на оппозицию небесного воинства). И вот как оценил поступок Метатрона  непосредственно Вездесущий: “Я передал её (Тайну – А.К.) единственно Метатрону, Моему Рабу, потому что он уникален среди сынов высот. И Метатрон вывел её из Моих хранилищ и передал её Моисею, а Моисей – Иисусу (Навину), а Иисус – Старейшинам, а Старейшины – Пророкам, а Пророки – Мужам Великого Собрания, а Мужаи Великого Собрания – Эзре Книжнику, а Эзра Книжник – Хиллелу Старшему, а Хиллел Старший – рабби Аббаху, а рабби Аббаху – рабби Зире, рабби Зира – Мужам Веры, а Мужи Веры – Верным” (35). 

(Продолжение следует)


 

 

Tags: архив, волшебная гора
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments