ilion_skiv (ilion_skiv) wrote,
ilion_skiv
ilion_skiv

Categories:

Ветви тайного древа II

ПРИШЛЕЦЫ С ВЫСОКИХ НЕБЕС (Продолжение)

 


 

Но вернёмся собственно к исполинам. Господь наказует их следующим образом: “И теперь исполины, которые родились от тела и плоти, будут называться злыми духами, и на земле будет их жилище. <…> И духи исполинов, которые устремляются на облака, погибнут, и будут низринуты, и станут совершать насилие, и производить разрушение на земле, и причинять бедствие; они не будут принимать пищи, и не будут жаждать, и будут невидимы. И те существа не восстанут против сынов человеческих и против жен, так как они произошли от них” (36).

Здесь нам хотелось бы прерваться и сделать пространную ремарку, вспомнив известное рассуждение Гесиода (“Труды и дни”, 121–126) о людях золотого века, живших и почивших ещё в эпоху Кроноса, которые впоследствии были превращены Зевсом, в благодетельных (!) демонов, которые обитают на земле, одевшись тьмою туманной!

Говоря о возможной природе подобной невидимости, мы хотели бы упомянуть следующий любопытный факт, который отыскали когда-то в “Поэтических воззрениях славян на природу” А. Афанасьева: “Лужичане верят, что змей несётся по небу с такой быстротою, что глаз не успевает за ним следовать”. Т.е. он передвигается слишком быстро, чтобы быть обнаруженным обычным взглядом.

Известно, что в некоторых восточных школах с незапамятных времен существовали и существуют особые методики, связанные с кратковременным ускорением хода внутренних процессов, когда молниеносное движение человек, находящийся в этом состоянии, воспринимает как фрагмент замедленной съемки. Состояние это именуется “серебряным туманом” (37). В другом состоянии, именуемом “цветение бамбука”, скорость биологических процессов наоборот несколько замедляется. Человек в этом состоянии начинает “слышать” мысли других людей, передвигать предметы, не прикасаясь к ним, управлять людьми, подменяя их мысли своими и делать многие другие “невероятные” вещи (38).

Согласно концепции одной из упомянутых школ, “серебряный туман” и “цветение бамбука” – это два полюса, которые сливаются воедино в нескольких промежуточных состояниях или состояниях, имеющих черты обоих этих полюсов. Подчеркнем – речь идет о целом ряде состояний, “к которым рано или поздно придёт человек, соединивший воедино четыре первоэлемента” (39).

В этой связи, особенный интерес представляет следующий фрагмент из апокрифического (40) Первоевангелия Иакова:

И, найдя на месте том пещеру, он ввёл туда Марию, и оставил сына своего охранять Её, и сам пошел в Вифлеем искать знающую женщину.

И когда он был в пути, он увидел небо остановившимся, и воздух омрачился, и птицы задерживались среди полета своего.

И, взглянув на землю, он увидел котел, наполненный приготовленным мясом, и работников возлежавших, руки которых были в котлах. И, собравшись (начав) есть, они не ели, и те, кто протянули руку, не брали ничего, и кто хотел поднести что-нибудь к устам, не подносил ничего, и взоры всех были обращены к небу (устремлены вверх). И овцы были рассеяны, они не ходили, но оставались неподвижными. И пастух поднял руку, чтобы ударить их своим посохом, и рука его остановилась, не опускаясь.

И, взглянув в сторону реки, он увидел козлов, губы которых касались воды, но они не пили, ибо все в эту минуту уклонились от пути своего” (41).

В случае с “серебряным туманом”, судя по всему, речь идет о переходе в режим т.н. высокоскоростного восприятия (42), при котором информация из внешнего мира значительно видоизменяется. Подчеркнем – меняется восприятие, “описание” мира, а с ним и весь мир!

Мы полагаем, что именно это имеет в виду Е. Головин, когда говорит о том, что “если мы сумеем путём внутренней работы развить в себе субтильное тело души и подняться на уровень Океаноса, то есть воды, мир предстанет перед нами в совершенно другом варианте, потому что земля будет легче и субтильнее, воздух будет гораздо более тяжёлый, и огонь будет ближе к нам. Значит, это будут условия совершенно другого мира. <…> … в беспредельном мире Океаноса материки просто плавают, как плавучие острова. Они не являют точных координат, они просто являются некоторыми точками в пространстве воды. Если с помощью этого субтильного тела, которое совершенно реально и которое называется субтильным телом души, мы сможем пройти на поверхность воды, мир откроется совершенно по-другому. Причем останется этот мир, как таковой, но мы уже совершенно свободно сможем путешествовать либо во сне, либо, пользуясь определённой навигацией, сможем достичь некоторых материков и островов, которые совершенно не обозначены на этих картах ” (43).

Т.е. речь идет об особой (в терминологии Е. Головина – буквально магической) географии, которая самым непосредственным образом связана с ландшафтами волшебной страны, где само время течет по-иному. Здесь обитают многочисленные сказочно-мифологические персонажи нашего детства: Змей-Горыныч, Баба-Яга, маленький народец и т.д. Здесь же, судя по всему, обитают и наши низринутые исполины.

Об этом говорит М. Элиаде, предупреждая о том, что антропологи ошибаются, утверждая, что “сакральное время” (dream time – время-сон) австралийских аборигенов подразумевает прошлое. Элиаде полагал, что это другой вид времени, которое идет и существует сейчас, а не в прошлом, и аборигены умеют проникать туда, к героям и их подвигам. Более того – это единственно реальное время, где происходят все реальные события, будь то деяния богов или людей!..

На долю стражей приходится следующее наказание: “Миха´элу Господь сказал: “Пойди, Миха´эл, и] сообщи [Шемихазу и всем его товарищам,] которые связались с [женщинами, осквернившись с ними их нечистотой, что] их сыны погибнут и что они увидят уничтожение [их любимых; и свяжи их на] семьдесят по[колений в долинах] земных (в Эфиопской версии книг Еноха: “крепко свяжи их под холмами земли на семьдесят родов” (44) – А.К.) до Великого Дня [Суда над ними…]” (45); “против в[ас вынесено и провозглашено] решение, [согласно которому отныне вы (стражи – А.К.) не сможете] возвратиться, [поднявшись на небеса, во веки вечные; выне]сено поста[новление связать] вас [и держать на земле во все дни вечности; а до этого вы увидите] гибель [всех ваших любимых и всех] их сыновей, [а] имуществом [ваших любимых и их сыновей вы не завладеете; и] пр[ед ва]ми они [па]дут на [поражающий меч…]” (46); “И сказал Господь Руфаилу: “Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! <…> И исцели землю, которую развратили ангелы, и возвести земле исцеление, что Я исцелю ее и что не все сыны человеческие погибнут через тайну всего того, что сказали стражи и чему научили сыновей своих; и вся земля развратилась через научение делам Азазела: ему припиши все грехи” (47).

Возникает вопрос – не принимаем ли мы следствие (гибельные взаимоуничтожительные войны исполинов) за причину наказания стражей и ликвидации их человеческого потомства: “И Гавриилу Бог сказал: “Иди к незаконным детям, и любодейцам, и к детям любодеяния, и уничтожь детей любодеяния и детей стражей из среды людей; выведи их и выпусти, чтобы они сами погубили себя через избиение друг друга: ибо они не должны иметь долгой жизни” (48). Тогда как подлинная мотивация для применения столь жестких мер может скрываться где-то еще.

На ум отчего-то приходит, коварно спровоцированная Олимпийцами, знаменитая Троянская война, в которой погибли многие из легендарного поколения героев

Как мы помним, число народов Великого Смешения, фактического потомства стражей, составляли, в том числе, и гиборим т.е. герои. В Книге Бытия о них сказано: “это сильные, издревле славные люди” (Быт. 6, 4), а этого уже в книгах Еноха нет! “Сильные” – понятно, а вот “славные” – странная характеристика для нечестивцев и людоедов…

Самое же любопытное заключается в том, что согласно Книги Бытия, браки bne ha elohim с земными женщинами поначалу не вызвали гнева у Господа, и даже напротив, Он одобрил их: “И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть” (Быт 6, 3)! В последующих строфах Господь раскаивается в том, что сотворил человека и весь земной мир, и замышляет его истребление, но при этом (внимание!) в библейском тексте нет ни слова о пагубной роли исполинов, которые, согласно псевдоэпиграфической версии, и были главными виновниками развращения человечества!

Действительно, если смешение было изначально пагубным, не совсем понятно то, как в “верхнем мире” могли “проглядеть” самое его начало, и почему не пресекли тенденцию, так сказать, в зародыше. Но, может быть, на этих существ особой (“смешанной”) природы была сделана некая ставка, которая не оправдала себя в дальнейшем?

При этом у нас есть веские основания полагать, что подобные события происходили не один раз: “Каббалисты говорят о другом мире, который предшествовал настоящему, но погиб ранее его возникновения. <…> Ангел был властителем этого предшествующего мира; но т.к. он согрешил, то был низвергнут с неба; вместе с ним рушился и мир, опорой которого он был; руины этого разрушенного мира сделались местом страданий для падших ангелов. Из развалин низвергнутого мира возстал затем новый мир, властителем которого является человек” (49).

Речь идёт о том самом эдемском змие, ставшем, впоследствии, сатаной, врагом рода человеческого, “князем всех обвинителей” перед лицом Господа: “И понял дьявол, что другой мир хочу Я создать, потому что на земле все повиновалось Адаму, и обладать, и царствовать над ними. <…> Поэтому замыслил он против Адама” (50).

Обитатели того, прежнего мира стали первыми основателями и насельниками хтонического царства вод и обширных подземельных пространств. Их “мировое господство” (до падения их главы, описанного в Книге Бытия 3, 14), согласно данным современной палеонтологии, продолжалось 135 миллионов лет (51)! Надзирать за выжившими потомками Первых (собственно змеями) вменяется ангелу Гавриилу, важность миссии которого подчёркивается тем обстоятельством, что он также “поставлен и над раем, и над херувимами” (52).

Но вернёмся к нашим героям. Кто же они такие и почему они не должны иметь долгой жизни.

В энциклопедии “Мифы народов мира” находим: “Герой – в греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. <…> Впервые Гесиод называет “род героев”, созданный Зевсом, “полубогами”. <…> Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли – Геи, создают поколения Героев, вступая в брак с родом смертных. <…> Герой призван волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно Герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишён бессмертия, остающегося привилегией божества. <…> Чтобы создать великого Героя, требуется не одно поколение Героев. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений родился Геракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. <…> Развитие героизма и самостоятельности Героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели Героя. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе Герои. <…> Создаются также мифы о гибели всего рода Героев (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых Герои истребили друг друга” (53).

Отсюда, герой – орудие в борьбе богов с чудовищными порождениями хтонической сферы, остатками прежнего – Первого творения, посредством которого устраняется пагубный дисбаланс между структурированной мировой сферой и сферой хтонической. Или, если угодно, он (герой) своеобразный посредник-медиатор, восстанавливающий энергетический баланс между мирами (или различными частями одного мира). Функция героя как помощника богов определяется в контексте невозможности для богов “верхнего” мира непосредственных контактов с миром “нижним” (54). “Безумием” которого, так часто заражается герой, принимая в себя нечто от его хтонической скверны. “Безумием”, которое, в большинстве случаев, определяет дальнейшую участь героя.

Грозные фигуры героев и исполинов в русском былинном фольклоре сочетаются в образе могучих богатырей (55). Причем, в древнейших былинных слоях обнаруживаются доминирующие представления о “безобразиях” богатырских, творимых ими вполне в духе своих как ветхозаветных, так и древнегреческих прототипов (56). Несомненным апогеем оных, становится вызов, брошенный богатырями небесным Могуществам: “В памяти нашего народа сохраняется любопытное предание: “отчего перевелись богатыри на святой Руси?” <…> … русские богатыри, гордые своею исполинскою силою, вызывают на бой небесных воителей, т.е. ангелов… <…> но небесные воители не пали мёртвыми, а только увеличились вдвое:

Стали они силу колоть-рубить…

А сила всё растет да растет,

Всё на витязей с боем идет!

Испугалися могучие витязи,

Побежали в каменные горы, в тёмные пещеры:

Как подбежит витязь к горе – так и окаменеет,

Как подбежит другой – так и окаменеет…” (57)

Особенно наглядно подобные представления выражены в былине “Как Святые горы выпустили из каменных пещер своих русских могучих богатырей” (58). Здесь мы видим схватку богатырей с небесными воителями (ангелами), закономерное поражение, бегство в пещеру, которая становится их узилищем (вспомним, что наказание стражей заключается в том, что они “крепко связаны под холмами земли”) и, наконец, главное – последующее их восстановление (!) как результат искреннего раскаяния. В финале былины богатыри под предводительством св. Михаила Архангела и св. Георгия Победоносца (о нем у нас будет особый разговор) сражаются с воинством Кривды, в котором, кстати, фигурирует и антихрист, обманно принявший облик Спасителя.

Нельзя умолчать и о другом аспекте проблемы, а именно о том, что в ряде случаев герой оказывается непосредственным потомком, истребляемого им чудовища. Причём, немаловажный момент – ни от какой другой руки чудовище погибнуть не может! Таким образом, герой изначально (по факту происхождения) является обладателем определённого хтонического потенциала, который помогает ему получить расположение отдельных персонажей, связанных с хтонической сферой (этот мотив отчетливо проявлен в волшебных сказках), и выстоять в противоборстве с другими её чудовищными персонажами.

Вот еще одно свидетельство, в пользу того, что в реальности всё обстоит не столь однозначно. Известно, что родоначальниками скифов считались сыновья Геракла от… Змеедевы-ехидны, дочери Борисфена (Днепра), что в контексте его функции “истребителя чудовищ” выглядит несколько странно. Р. Багдасаров в работе “Неуместные боги” пишет: “Ближайшим по расположению во времени и пространстве к Боспорскому царству государственным образованием, аристократия которого восприняла легенду о Геракле и Змеедеве, стала Киевская, а затем Московская Русь. <…> На деньгах Можайского и белозерского кн. Ивана Андреевича (1432† после 1462) чеканилась Женщина-полузмея с завитым хвостом, длинными волосами и маленькими крыльями. <…> После присоединения Можайска к Московскому великому княжеству Василий Тёмный продолжал некоторое время выпускать ту же монету. Также как отец, Иван III помещает на московских пулах фигурку Змеедевы, увенчанную короной. <…> Интересно, что на собственно московских деньгах вел. кн. Василия Васильевича того же периода печаталась уже не змеедева Ора, а Дева-полуптица (сирин). Они являлись разновидностями одной эмблемы на генеалогическом уровне, что предопределило их различие на уровне символическом. <…> В русской эмблематике хтоническая половина туловища постепенно отпадает, а вперед выступает верхняя половина с крыльями. <…>  После прекращения династии Рюриковичей, которая обеспечивала связь аристократической эмблематики с праистоками (!), классический тип Оры меняется. Так, на печати 1640 г. воеводы Бориса Петровича Шереметева она с одним хвостом и с зеркальцем в руке по образцу западной сирены. <…> Из сравнения античных источников по мифологии с византийскими хрониками видно, что последние содержали синтетическое толкование, совмещающее две хронологии и две образные системы (иудейскую и эллинскую). Но ни та, ни другая не отвечала на вопрос, для чего Геракл, являясь космогоническим орудием против “страшных деяний чудовищ” (Еврепид. Геракл 700), сошёлся со змеедевой Орой, оставил её в живых, более того – отдал свой пояс и установил завет как распределить власть между потомством? Можно лишь догадываться, какая мрачная двусмысленность оттеняла геральдические эмблемы Рюриковичей и некоторых родов Западной Европы – Кельтийской земли” (59).

Мы, в свою очередь, смеем предположить, что в некоторых случаях связь с хтонической сферой, есть связь легитимная и необходимая для полноценного функционирования системы мироздания. Являясь по существу связью питающей, она обеспечивает доступ в организованный мир некоторого количества определенного рода энергии, за счёт которой происходит, необходимое обновление космоса. Подобного рода представления отражены в виде сказочно-мифологического мотива овладения героем неким артефактом-сокровищем (источником особой энергии, каковым, в частности, может являться самая кровь (60), принадлежащим побежденному (обезвреженному героем) чудовищу. В качестве примера можно привести сокровище Нибелунгов: “сутью рода Нибелунгов было обладание сокровищем, некогда добытым потомком Одина-Вотана Зигфридом (Сигурдом) в поединке с драконом. <…> Вагнер писал (61): “… сокровище есть воплощение всякой земной власти. <…> …сокровище заключало в себе не только средство приобрести господство, но и символ самого господства…”; “Это сокровище, этот талисман, дарующий всякую власть…” <…> Христианская эпоха, согласно Вагнеру, придала сокровищу определенный оттенок: “…Грааль, по крайней мере, в толковании, приданном ему немецкими поэтами, должен считаться идеальной заменой и продолжением сокровища Нибелунгов” (62).

В этой связи нам хотелось бы внимательнее приглядеться к известной символике св. Георгия Победоносца.

 

(Продолжение следует)

Tags: архив, волшебная гора
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments