ilion_skiv (ilion_skiv) wrote,
ilion_skiv
ilion_skiv

Category:

Макарий Египетский и христианский гнозис

Оригинал взят у skifos в Макарий Египетский и христианский гнозис
Макарий Великий (ок. 300 — 391) — христианский святой, отшельник, почитаемый в лике преподобного, автор духовных бесед. Православная традиция приписывает ему авторство «Макарьевского» корпуса, состоящего из 50 слов, отдельных наставлений и посланий. С полным основанием можно сказать, что без этого сочинения невозможно себе представить православную аскетику как таковую.

makarii-egipetskii

Не будем вдаваться в дискуссию относительно проблемы авторства корпуса. На эту тему написано масса специализированной литературы. Большинство исследователей сомневается, что Макарий мог быть автором текста. Другие приписывают его некому Симеону Месопотамскому. Третьи видят в одной из редакций «Бесед» Макария «нечестивый» «Аскетикон», книгу «скверной ереси» мессалиан. Судя по всему, мифической, как и многие другие фантазии Епифания и его последователей.

Однако вычеркнуть «Духовные беседы» из истории православной аскетики просто невозможно, слишком велико их влияние на многих подвижников от древности до современности. Это наглядно демонстрирует тот энтузиазм, с которым наши православные соотечественники грудью встают на защиту Макария Египетского от «происков» протестантских теологов, обвиняющих автора «Бесед» в мессалианстве. И надо сказать не без оснований. Разбор содержания «Бесед» Иоанном Мейендорфом, Г. Флоровским и другими богословами не выявил с их точки зрения ничего «еретического». По крайней мере, в существующей редакции.

Этот пост немного на другую тему. О влиянии раннехристианской, сиречь гностической, традиции на духовных отцов восточной аскезы, столь далекой по духу от нормативно-догматического богословия.

Корпус Макария и Евангелие от Фомы


Макарий достаточно свободно использует неканонический материал, встречающийся в Евангелии от Фомы. В тексте «Бесед» множество тайных и явных цитат, парафраз и аллюзий на логии этого Фм. Несколько примеров, я взял из книги April D. DeConick The Original Gospel of Thomas in Translation.

Поскольку не весь «Макарьевский корпус» переведен на русский язык, здесь приведены только цитаты из тех «Бесед», которые имеются в русском переводе:

Иисус сказал: Несчастно тело, которое зависит от тела, и несчастна душа, которая зависит от них обоих (Евангелие от Фомы, 91)


Горе телу, когда оно останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе, если останавливается на своей природе, и уповает на свои только дела, не имея общения с Божественным Духом; потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни. (Макарий Египетский. Духовные беседы 1:11).


+++++

Поэтому я говорю: Если хозяин дома знает, что приходит вор, он будет бодрствовать до тех пор, пока он не придет, и он не позволит ему проникнуть в его дом царствия его, чтобы унести его вещи. Вы же бодрствуйте перед миром, препояшьте ваши чресла с большой силой, чтобы разбойники не нашли пути пройти к вам. Ибо нужное, что вы ожидаете, будет найдено. (Евангелие от Фомы, 25)

Не должен ли ты вести с ними брань и борьбу в тайне и в помыслах? Если в доме у тебя разбойник; то сие сокрушает уже тебя, и не дает тебе быть беззаботным, даже сам начинаешь нападать на него, наносишь ему раны и принимаешь их: так и душа должна сопротивляться, противоборствовать и отражать. (Макарий Египетский. Духовные беседы 3:4).

потому что нападают разбойники. И как тот, кто многократно попадал в руки разбойникам и, потерпев от них потери, с великим трудом избегал от них, а после того приобрел огромное имущество и большое достояние, не боится уже разорения по причине умножившегося богатства: так и духовные люди, прошедшие сначала множество искушений и страшных мест, потом исполнившись благодати и преизобилуя благами, не боятся уже тех, которые хотят разграбить их, потому что богатство их не мало. Впрочем, имеют они и страх, - не страх людей устрашенных лукавыми духами, но страх и заботу, как распорядиться вверенными им духовными дарованиями. (Макарий Египетский. Духовные беседы 16:11).


+++++

Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам своим: Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие. Они сказали ему: Что же, если мы - младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа,- тогда вы войдете в (царствие). (Евангелие от Фомы, 27)

Когда Апостол говорит: совлекитесь ветхаго человека (Кол. 3, 9.), тогда разумеет человека совершенного, у которого соответствуют очам свои очи, голове - своя голова, ушам - свои уши, рукам - свои руки, и ногам - свои ноги….. И как там, в обольщении, ветхий человек совлек с себя человека совершенного и носит одежду царства тьмы, одежду хулы, неверия, небоязненности, тщеславия, гордыни, сребролюбия, похоти, а подобным образом, и другие одеяния царства тьмы, нечистые и скверные рубища: так и здесь опять, которые совлекли с себя человека ветхого и земного, и с которых Иисус совлек одежды царства тьмы, те облеклись в нового и небесного человека - Иисуса Христа, и также опять, в соответственность очам имеют свои очи, и в соответственность ушам - свои уши, и в соответственность главе - свою главу, чтобы всецелый человек был чист и носил на себе небесный образ. (Макарий Египетский. Духовные беседы 2:2-4).


Не будут взирать друг на друга лукавым оком, потому что отъято лукавство; несть там ни мужеский пол, ни женский, ни раб, ни свободь (Гал. 3, 28); потому что все прелагаются в Божественное естество, соделавшись благими, богами и чадами Божиими. (Макарий Египетский. Духовные беседы 43:2).


+++++

Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем. (Евангелие от Фомы, 1)

Поэтому, Христианство не есть что-нибудь маловажное; оно - великая тайна. Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство….Ибо в небесной Церкви соцарствуют с небесным Царем; и как сам Он перворожден из мертвых (Кол. 1, 18), так и соцарствующие с Ним первородны. (Макарий Египетский. Духовные беседы 15:35).


+++++


Иисус сказал: Я - свет, который на всех. Я - все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я - там; подними камень, и ты найдешь меня там. (Евангелие от Фомы, 81)


Господь - повсюду, и под землею, и превыше небес, и в нас, и везде. (Макарий Египетский. Духовные беседы 12:2).


+++++


Иисус сказал: Царствие (Отца) подобно женщине, которая несет сосуд, полный муки, (и) идет удаляющейся дорогой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась позади нее на дороге. Она не знала (об этом), она не поняла, (как) действовать. Когда она достигла своего дома, она поставила сосуд на землю (и) нашла его пустым. (Евангелие от Фомы, 101)


Ведь когда душа испытывается в великих испытаниях и разнообразных бедствиях и принимает помощь благодати, стойко претерпевая в надежде на Господа, всякий вид зла в ней понемногу убывает, и тяжкое бремя сопутствующего ей греха сбрасывается примерно таким образом: как если бы шел кто долгим путем, направляясь в некий город, и нес бы полный мешок песка, в котором снизу была бы тончайшая дыра, и пока он шел, по всему пути песок высыпался бы, облегчая его, и когда бы он наконец достиг города, тяжесть песка опросталась бы и человек совершенно облегчился бы и отдохнул от тяжести песка, — так и у истинно борющейся души, идущей путем праведности (Мф 21, 32) и спешащей в город Царства, но несущей с собой тяжелое бремя греховных страстей, по мере того, как она идет путем добродетелей и прилепляется к Богу, убывают грех и страсти, и она ощущает в себе чувство легкости и кроткого покоя. Если же совершенно и всецело прилепится к Богу и безупречно и хорошо пройдет путь праведности, то удостаивается полноты благодати, совершенно избавляясь от тяжкого бремени греховных страстей. Но сначала надо пройти через многие испытания и скорби; и так человек вступает в покой благодатной полноты, то есть удостаивается достичь бесстрастия. (Макарий Египетский. Духовные беседы 22:3).


Макарий, Василид и Валентин


Еще одна интересная параллель. Странные на первый взгляд антропологические идеи Василида и Валентина, о которых с плохо скрываемой иронией пишет Климент Александрийский, прочно занимают место в православной аскетике возможно посредством Макарьевского корпуса.


«Последователи Василида считают, что страсти прилипают к душе. Некие духи первыми пристают к разумной душе, смущая ее и беспокоя, а вокруг них и на их основании вырастают другие, иного рода, такие как духи "волка", "обезьяны", "льва" или "козла". Каждый из них на свой манер вызывает в душе желания, свойственные этим животным, как они говорят. (2) И люди так привыкают к ним, что сами начинают подражать этим животным,.. Если сказанное верно, то человек, согласно Василиду, напоминает деревянного коня из поэтического мифа, в чьем чреве поселилась целая армия различных духов….


Но и Валентин в одном из писем говорит о прилепившихся [духах] "Существует только одно благое существо. Его свободная речь находит свое выражение в Сыне, и только через него одного может очиститься сердце, изгнав из себя всех злых духов. (4) Ведь множество духов, обитающих в сердце, засоряют его и каждый стремится совершить то, что ему свойственно, заставляя различными способами потакать недостойным желаниям. (5) По-моему, сердце чувствует себя как постоялый двор , где полно щелей, навоза и грязи, поскольку тех, кто останавливаются там, нисколько не заботит то, что случится впоследствии с этим местом, им не принадлежащем. (6) Как тот проходной двор сердце полно нечистот до тех пор, пока оно не почувствует эту заботу провидения. Только после того, как Отец, единственное благое существо, посетит сердце, оно просветится и наполнится светом. Благословен тот, кто имеет такое сердце, поскольку он узрит Бога." (Климент Александрийский. Строматы).


«Само сердце - малый сосуд; но там есть змии, там есть львы, там есть ядоносные звери, там все сокровища порока, там пути негладкие и стропотные, там пропасти; но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и Царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати, там есть все» (Духовные Беседы II, 43, 7)

«Ибо воздержание от худого не есть еще самое совершенство, разве вошел уже ты в уничиженный ум и убил змия, который таится под самым умом, во глубине помыслов, гнездится и умерщвляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах души, потому что сердце есть бездна; итак, разве его ты умертвил и изринул из себя всякую бывшую в тебе нечистоту. Все любомудрствующие, и закон, и апостолы, и пришествие Христово имеют целью очищение. Всякий человек, и иудей и эллин, любит чистоту, но не может соделаться чистым. Посему надобно доискаться, как и какими средствами можно достигнуть сердечной чистоты. Не иначе возможно сие, как с помощью Распятого за нас. Он есть путь, жизнь, истина, дверь, жемчужина, живой и небесный хлеб. Без оной Истины никому невозможно познать истину и спастись» (Духовные Беседы II, 17, 15)

«Источник изливает чистую воду, но на дне его лежит тина. Если возмутит кто тину - весь источник делается мутным. Так и душа, когда бывает возмущена, срастворяется (κρασις) с пороком. И сатана чем-то одним делается с душою; оба духа во время блуда или убийства составляют что-то одно (κρασις δι' όλων). Посему-то прилепляяйся сквернодейце едино тело есть с блудодейцею (1Кор.6:16)» (II, 16, 2)


Отсюда видно, откуда берут начало мистико-аскетические идеи православных подвижников. И неслучайна та подозрительность, с которой на них всегда смотрели представители официальных церковных кругов.
Tags: картина мира
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments